achurakov (achurakov) wrote,
achurakov
achurakov

Чэнь Хунвэй. Гора Иу


Иу

Со времен начала цинской династии юньнаньский чай пуэр пережил буйный расцвет и территория шести великих пуэрных чайных гор расширилась «с менее чем 800 ли до сотен тысяч человек, производящих чай». Шесть великих чайных гор включали в себя: горы Иу, Ибан, Маньчжуан, Гэдэн, Маньса, и Сяолэ, все они расположены в нынешней Сишуанбаньне. Гора Иу находится у одноименного городка в округе Мэнла, который является центром производства чая цицзыбин (лепешка «семь сыновей») с середины правления династии Цин, в позднюю Цин и в первые годы Китайской Республики. Здесь находилась одна из отправных точек древнего караванного пути, по которому на лошадях перевозился чай в Юньнани. И поныне, в Иу всё еще есть тысячи му древних чайных садов и древних чайных деревьев. До наших дней сохранились старые чайные домики, древний караванный путь и памятник в виде чайного стола. Иу привлекает к себе множество местных и зарубежных экспертов, ученых и любителей пуэра, приезжающих сюда в качестве туристов и для проведения исследований. За последние два года мы произвели в Иу несколько полевых исследований, анализы и исторические изыскания развития иусского чая, перемежая их с изучением исторической литературы.

История и статус-кво выращивания чая в Иу

Гора Иу располагается с 21грд 51мин по 22 грд 05 мин северной широты и с 101грд 21 мин по 101 грд 35 мин восточной долготы. На ней расположена деревня, которая относится к округу Мэнла, Сишуанбаньна, с деревенским самоуправлением находящимся на улице Иу. Растояние от границы с Лаосом 20 км на восток, в 111 км на юг от горы расположен городок Мэнла, в 126 км на запад расположен Цзинхун - столица местной автономии, в 172 км находится Юньнаньский институт изучения чая, и в 52 км на север Сянминское деревенское правительство. Здесь проживают народности хань, яо, и, дай и ва.

Иу — это горный регион, расположенный на высоте от 630 до 2023 м над уровнем моря, на 80% покрытый лесами, с высокими горами, глубокими ущельями, изломанными речными руслами, выветренными каналами, и повсеместно быстротекущей водой. Климат здесь дождливый, влажный и теплый круглый год, с приходящими с севера влажными муссонами. Среднегодовая температура 17,77 градусов, среднегодовое количество осадков 1700 мм, а влажность 89%. Почва здесь, в основном, слабо-кислая, красноземная и латеритовая красноземная (прим1), с присутствием глубоких и жирных пластов, рыхлая и превосходно структурированная.

Естественная среда Иу очень подходит для роста, разведения, культивирования и естественной защиты чайных растений. Будучи одной из шести знаменитых пуэрных гор, Иу имеет более 300 га садов с древними чайными деревьями. В большинстве своем старые растения располагаются на высоте 1200-1500 м над уровнем моря. Большинство чайных деревьев в чайных садах были выращены народностью хань из округа Шипин, поселившейся в Иу после исторического события, именуемого «поисками чайных гор» в конце Минской и начале Цинской династии. До их переселения Иу как чайная гора уже существовала, и упоминания о ней относятся к временам Троецарствия. Есть две версии истории: одна гласит, что дикие чайные деревья в Иу росли всегда. В 225 году н.э. Чжугэ Кунмин (Лян) приказал солдатам заварить листья дикого чая для восстановления сил и снятия усталости во время своей южной экспедиции. Поэтому метод использования листьев дикого чая распространился только локально. Другой автор говорит, что Чжугэ Кунмин научил местные народы умению выращивать чайные растения во время своей южной военной кампании, тем самым дав возможность местным народам использовать чай в сельской жизни. По этой причине большое чайное дерево называют «Следом военного генерала». Обе эти истории отсылают нас к Чжугэ Кунмину, которого именно по этой причине не только в Иу, но и всей Сишуанбаньне называют Отцом чая. 23 июля, в день рождения Кунмина, проходят ежегодные встречи под названием «Собрания с Отцом чая». Согласно историческим записям, на самом деле Кунмин в своем южном походе не проходил по южной части Юньнани, но его сдержанная политика и ханьская культура оказали большое влияние на развитие этих земель. Как и территория Юнчана, состоявшая из семи округов в Наньчжуне в ханьскую династию, Иу также подверглась сильному влиянию ханьской культуры. Таким образом появилась возможность для освоения и улучшения местных диких чайных деревьев, или для их внедрения и выращивания. Эта история произошла 1700 лет назад.

Согласно Чжан И, прежнему деревенскому главе Иу, предки народности бэньжэнь были первой национальностью, культивировавшей чай. Народность бэньжэнь остальные народности называют другим именем — ва. Народность ва вела происхождение от людей пу, таким образом предков народности бэньжэнь следует называть древними людьми пу. В ханьскую династию Юнчан был местом сосредоточения народности пу, некоторые люди пу отправлялись жить в Иу, территорию Наньфу в округе Юнчан, и выращивали там чайные деревья. Так и возникло представление, что «люди пу первыми выращивали и использовали чайные деревья».

В танскую династию город Лижунь был подчинен военным представителям Иньшэна, Наньчжао, или сегодняшнему Иу. Согласно Фань Чуо «Маньшу» при танской династии «Чаи берут начало с гор в Иньшэне». Под «горами в Иньшэне» здесь подразумеваются все чайные горы в Сымао и Сишуанбаньне, которые были тоже подчинены военному ведомству в Иньшэне. Чайная гора Иу также была одной из них. Южно-сунский Ли Ши как-то даже записал «чай приходит с гор в Иньшэне» в своем «Вторя Бо Учжи».

В конце Минов и начале цинской династии народность хань прибыла из Шипина в Иу, унаследовав «поиски чайных гор». Для создания подлинно чайного сада они способствовали рекультивированию заброшенных участков земли и выращивали чайные деревья для расширения чайных садов. В середине династии Цин Иу стало местом «с чайными садами на каждой горе и домами повсюду». Чайные горы были выстроены более чем на 700 га с выходом чая более 200 тонн.

С 30-х годов ХХ века чайная индустрия в Иу постепенно увядает по ряду искусственных и естественных причин, некоторые чайные сады были разорены, некоторые заброшены. На сегодняшний день только 300 га древних чайных садов имеют возраст более чем 100 лет. В 80-е годы ХХ века, в Иу были развиты более 130 га уплотненных и быстро — растущих чайных садов и общая площадь чайных плантаций в Иу снова начала составлять свыше 430 га. В нынешнее время поселковый комитет партии и правительства Иу запланировал организовать 320 га органических экологических чайных садов и взять под контроль 300 га древних чайных садов, следя за целесообразностью их развития и использования. Таким образом планируется оживить чайную индустрию в Иу и стимулировать экономику на «родине чая».

Большое чайное дерево в Иу

Следуя за Чжан И и Чжу Гуанфа из деревни Иу мы осматриваем большие чайные деревья, культивируемые в провале Лошуй, деревеньки Маньло, а также дикие большие чайные деревья на правом склоне в верхнем течении реки Цзиньчан. В настоящее время здесь возле деревни Маньло на 53 га расположены древние чайные сады, в которых можно увидеть множество выращенных крупных чайных деревьев возрастом около 300 лет. Среди них в 10 км от поселкового муниципалитета в провале Лошуй находится чайное дерево №1. Расположенное на окраине леса, на высоте 1450 м над уровнем моря, дерево стоит слегка наклонясь, его высота 10 м, диаметр кроны 4,8 м , расстояние от нижних веток до земли 2,8 м, периметр основания 124 см, а окружность 86 см. Дерево старое, с пустотой в сердцевине, по некоторым оценкам его возраст примерно 500 лет. Младший «товарищ чайного дерева», чайное дерево №2 в 7 км от поселкового муниципалитета Иу расположено на кромке чайной поляны в долине на высоте 1400 метров над уровнем моря. Стоит прямо, имеет высоту 12 м, диаметр кроны 6 м, расстояние от нижних веток до земли 70 см, периметр основания 63 см, максимальный периметр ствола 73 см, предположительный возраст - 200-300 лет.

Кроме этого есть несколько больших культивируемых чайных деревьев в Итяне, Махей около Иу. Там более 300 га окультуренный чайных деревьев, которым более 100 лет.

Дикое большое чайное дерево находится в лесах на правой стороне верхнего течения Цзиньчана в 16 км от муниципалитета Иу. Этот лес одичавших чайных деревьев был найден в 2002 году, и простирался на 1,3 га на склоне с уклоном в 50-60 грд, где чайные деревья стояли беспорядочно. Эти большие чайные деревья растут с другими большими деревьями и у них самые нижние ветки вытянуты вниз, а ветки чуть повыше тянутся вверх, самые верхние ветки тоже тянутся ровно вверх. Дерево №1 имеет периметр основания 147 см, от земли до самых нижних веток 20 см, самая толстая ветка в периметре 85 см, а другая 68 см. Высотой оно 15 м, а крона имеет диаметр 6,4 м. Чайное дерево №2 с базовым периметром 143 см делится на три ветки на высоте 18 см от земли, с периметрами в 64 см, 55 см, 50 см соответственно. В высоту оно 14 м с диаметром кроны 6 м. У большого чайного дерева №3 у основания нет ответвлений, и нижняя ветка на высоте 7 м от земли. В высоту оно 12 м с диаметром 5 м. Возраст этих одичавших чайных растений оценивается в 100-300 лет.

К этому можно добавить что, по словам Чжан И, прежнего главы деревни Иу, дикий чайный лес площадью в 1,4 га был недавно обнаружен в 35 км от муниципалитета. Самое большое дерево с периметром 198 см с 4 ответвлениями на высоте 25 см от земли и периметрами стволов 57см, 54см, 50см, и 46 см соответственно. Высота у него 15 м, диаметр кроны 6 м, возраст оценивается в 300 лет.


Чайный завод "Цзинлун" в Иу

Чайные дома в Иу и чай цицзыбин

До Цинской династии в Иу производился только грубый зеленый чай, который отправляли в Сымао и Пуэр в шарообразной форме конными чайными караванами. В начале периода династии Цин по мере того, как расширялись чайные сады, люди из Шипина начали открывать чайные магазины и дома для изготовления чая в форме шара прямо на месте. В начале правления императора Цяньлуна (1736 г.) шипинцы из Иу улучшили качество производимого чая и стали изготовлять чай цицзыбин, или универсальную форму чая в виде лепешки из грубого зеленого чая — сырца после обработки паром, прессования и формования, 7 лепешек чая связываются в пачки и оборачиваются в бамбуковый лист. Чай цицзыбин подразумевал счастье, воссоединение, много детей и много удачи, его было не только легко транспортировать и хранить, но также там образовывался специальный аромат, который сделал этот чай популярным среди чаеторговцев и потребителей по всей стране. Цицзыбины постепенно превратились в основной чайный продукт из Иу.

Середина Цин была наиболее благоприятным периодом чая пуэр. «Десять по десять тысяч человек производили на шести чайных горах чай», только главная улица в Иу была местом сосредоточения десяти тысяч местных жителей, здесь чайные магазины стояли плотно друг к другу один за другим. В те дни в Иу толпился деловой люд, лошади перевозили чай по заполненным улицам; по ночам гостиницы давали пристанище бесчисленным гостям, а караванщики размещались на склонах. Иу превратился в производственный и торговый центр чая цицзыбин и стал отправной точкой для его транспортировки.

В конце Цин и начале Мин Иу продавал 300 тонн чая цицзыбин за границу. На главной улице Иу имелось более 10 больших международных чайных магазинов, из которых такие как Тунцин, Тунсин, Тунчан, Сунпинь могли производить 20-30 тонн чая ежегодно. Тунсин открывал магазины в Гонконге, Таиланде и Вьетнаме. Другие чайные магазины Фуюаньчан и Цинчунь могли делать около 3 тонн чая в год, но их цицзыбины выигрывали в качестве и магазины имели солидную репутацию. В настоящее время некоторые коллекционеры из Гонконга и Тайваня все еще хранят цицзыбины из старых магазинов Иу возрастом по 70-80 лет, есть и особо ценные образцы возрастом свыше ста лет.

В конце 30-х годов прошлого века из-за запрета Франции продавать цицзыбины в Лаос и Вьетнам, из-за введения больших налогов и пошлин, а также в результате социальных потрясений многие иуские чайные магазины разорились. И в конце концов стремительно расцветшая индустрия с более чем 200-летней историей пришла в упадок. Особенно болезненно было то, что 100-летний основной корпус чайного магазин Иу, построенный в ханьском стиле постепенно померк, и во время культурной революции пострадал еще более сильно. Сегодня количество 100-летних домов на главной улице Иу сократилось с более чем 300 до приблизительно 50. Среди знаменитых чайных домов остались только Тунсин, Тунчан, Фуюань, Инчунь, Шоусин, и Чэшунь. Мы обратили внимание, что чайный магазин Чэшунь все еще хранит деревянную табличку с надписью «Небесное подношение имперскому двору», которой был награжден губернатором Юньнани, после того как чайный магазин был объявлен имперским кандидатом для традиционных подношений в 14 год правления императора Гуансюя.

В последнее время влияние культуры чая пуэр становится все сильнее и на национальном и на международном уровнях. Вследствие этого к Иу пробуждается все более обширный интерес. Глубокая чайная культура и редкие материалы со 100-летних чайных деревьев, а также чай цицзыбин принесли этому месту заслуженную репутацию дома и за рубежом. Спрос рынка на чай цицзыбин растет день ото дня. Жители Иу постепенно возвращаются к своим старым традициям. Сейчас почти 20 домовладельцев открыли небольшие цеха с годовым выпуском более 60 тонн. Магазин Шуньшисин, основанный бывшим деревенским главой Чжан И производит лучшие лепешки «Цицзыбин». Господин Чжан делает чай цицзыбин только из редкого сырья со старых древовидных чайных растений с годовым выпуском чая 2-5 тонн, да и запасы сырья находятся не так далеко. Затем мы также посетили чайный магазин Саньхэсян на старой улице Иу, относящийся к типичным старым 100-летним домам. Его владелец Гао Ипин - потомок шипинцев, пришедших сюда в «поисках чайных гор» 200 лет назад. Старик говорит с сильным шипинским акцентом. Господин Гао полностью уверен в будущем чайного дома Саньхэсян, хотя тот недавно открылся.

Древний конный караванный путь чая из Иу

Иу являлся одной из отправных точек древнего конного караванного пути чая в Юньнани, тысячелетиями производимый в Иу грубый зеленый чай и чайные лепешки цицзыбин доставлялись в различные места этим древним путем. Часть этого караванного пути по Иу изначально проходила через Сяолэ (сегодняшняя гора Цзиношань в Цзинхуне), Мэнъян, Пувэн, с западной стороны заходила на главную улицу Иу и через нее уходила в Сымао и Пуэр. В 25-й год правления Даогуана (1845 г.) чаеторговцы и местная знать сделали денежный вклад и местные жители организовали конный караванный путь для перевозки чая выходящий из Иу в Сымао с севера через гору Ибан (сегодня она относится к деревне Сянмин), которая была вымощена местным зеленым кирпичом. Шириной 1,2 м и протяженностью 240 км древний путь сделал перевозку цицзыбинов караванами удобнее и тем самым облегчил развитие чайной экономики в регионе.

Из Иу, кстати, с восточной стороны имеется другой древний конный караванный путь в Лаос и Вьетнам в направлении деревни Маньла.

Ныне транспортировка караванами заменена автомобилями, и древний путь покрылся дикой травой и кустами. Сейчас возможно найти только небольшой участки, которые привлекают многих местных и заграничных любителей пуэра, желающих побродить по когда-то процветающей, но уже угасшей дороге. Время чая перевозимого на лошадях, в конце концов, ушло. Идя за г-ном Чжан И, мы посетили отрезок древнего пути, вымощенный зеленым кирпичом, на склоне джунглей в 5 км на север от главной улицы Иу. Этот участок 200 метров в длину выложен зелеными блоками разных размеров. Время сотнями лет и отпечатками подков истерло их стороны, маленькие выбоины рассказывают о топтавших их лошадях, некоторые кирпичи вытащены и раскиданы около дороги. Прогуливаясь по древнему чайному караванному пути, который десятилетиями хранит тишину, мы как будто вновь начинали слышать позвякивание колокольчиков и лошадиное цоканье, и сцены с медленно проходящими караванами, несущими чай, вставали в нашем воображении.

В 15 км от Иу древний конный караванный путь пересекала река Мочжэ. Обычно не очень широкая, в сезон дождей она разливалась и течение становилось сильнее, в результате караваны часто подвергались опасности при переходе ее вброд, что ставало причиной различных случайностей, приводившим к убыткам. В Цинскую династию были выстроены два каменных моста через реку Мочжэ, но позднее их смыло наводнениями. В 8 год Китайской Республики (1919 г.) господин Лю Куйгуан, хозяин чайного магазина Тунцин, и другие выделили финансирование на трех-арочный мост через реку. Мост Чэнтянь длиной 31 м, шириной 4,5 м, 7 м в высоту, имел основную пролетную марку 12 м. По этому мосту караваны проходили беспрепятственно. Мост Чэнтянь просуществовал до 21 века. 6 июля 2002 года он был разрушен беспрецедентным наводнением. Остались только пирсы на берегах реки, на которые мы смотрели с глубокой печалью.

Монумент «Чайный столик» в Иу

Слева от входа в начальную школу Иу есть подлинный храм Гуань Юй шипинской общины. Там с 18 года правления императора Даогуана Цинской династии (1838г) возвышается «Памятник чайному столику». Это каменный монумент высотой 1,3 м, шириной 0,7 м с нанесенными на него 1142 иероглифами, описывающими эпоху чайной истории в Иу.

Иу, как важное место производства и торговли чая пуэр, переживало немало споров и конфликтов на почве чайной торговли и налогообложения. В правление императора Даогуана г-н Чжан Инчжао и другие чайные торговцы — шипинцы предоставили на рассмотрение петицию, в которой они, отмечая тяжелые налоги на весенний иушный чай, внесли предложение снизить налоговые ставки, более выгодные местным чайным производителям. Как бы то ни было, вместо рассмотрения предложения, местная администрация заключила под стражу и жестоко обращалась с двумя сыновьями Чжана, при этом отправляя положительные отчеты в правительство.

Вследствие этого, Чжан Инчжао и другие подписавшие петицию обвинили местные власти в насилии и жестокости, и это привлекло внимание Хуан Чжу из администрации Пуэра. Хуан Чжу расследовал дело и дал указание властям Иу «прекратить чрезмерные налоги и разнообразные пошлины», при этом он повысил закупочные цены на чай и снизил налоги на чай, отрегулировав лимит представительских расходов в государственном планировании для того, чтобы избежать вспышек насилия.

После того как Чжан Инчжао и другие участники отпраздновали успех совместного выступления, они установили памятник в форме чайного стола, чтобы предупредить местных чиновников от чрезмерных налогов и других подобных ошибок, описав случай, его расследование и вышедшее затем предписание, а также в назидание будущим поколениям.

Примечание 1
Латеритные почвы, почвы экваториальных и влажных тропических лесов, характеризующиеся низким содержанием кремнезёма, высоким содержанием алюминия и железа, ничтожным содержанием щелочей и щелочных земель, кислой реакцией, низкой катионной и высокой анионной поглотительной способностью. С конца 50-х гг. 20 в. Латеритные почвы чаще называют ферралитными почвами, а термином латеритные обозначают почвы, имеющие в профиле горизонт латерита.
БСЭ

The Journal Of International Tea, No15, 2007
Перевод Чураков А., редактура Корнаев М.
Tags: листая старые подшивки, пуэр, чай, чайное пр-во, чайные дороги, чайные истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments